Пластическая хирургия — серьезная и глубоко научная отрасль медицины. За многие века в ее арсенале накоплены новые подходы к решению эстетических и функциональных проблем пациента, созданы эффективные техники доступа, изобретены имплантаты и специальные шовные материалы.
Это позволяет пластическим хирургам планировать операции с учетом всех факторов — безопасность пациента, эффективность и длительность результата.
При этом проблемой иногда бывает ложное представление пациента о том, что именно он выбирает, как ему нужно скорректировать ту или иную часть тела.
Да, в вопросе желаемого результата пациент — главное действующее лицо, но вот техника операции, выбор метода всегда остается правом врача, в данном случае — пластического хирурга.
И в связи с этим надо отметить, что первый диалог врача и пациента в клинике пластической хирургии иногда может зайти в тупик только потому, что пациент приходит с твердым убеждением, что один метод лучше другого.
Так произошло, например, смещение в общественном сознании двух понятий — эндоскопическая и классическая подтяжка лица.
Пациенты почему-то уверены, что эндоскопическая подтяжка является альтернативой классическому методу. И будучи наслышаны о малоинвазивности первой, настаивают на том, чтобы хирург выбрал именно эндоскопическую.
Вот тут придется разочаровать тех, кто самостоятельно подбирает себе метод хирургического вмешательства — альтернатив в медицине не бывает. Опытный врач понимает, что у каждого метода есть плюсы и минусы, есть показания и противопоказания, и для него важно понять, как можно тот или иной метод применить к пациенту с его неповторимыми особенностями строения костной структуры, возрастными изменениями, состоянием здоровья, эстетическими запросами.
И тогда выбирается именно тот метод, тот подход, который совпадает с поставленной задачей стопроцентно. И альтернативы быть не может.
Для того, чтобы в этом убедиться, можно рассмотреть задачи, которые могут решить классическая подтяжка лица и эндоскопическая подтяжка лица.
Классическая круговая подтяжка лица (SMAS-лифтинг): эта методика разработана в середине двадцатого века и до сих пор является актуальным методом коррекции возрастных изменений лица. Накоплен большой опыт по проведению и написаны тысячи статей о том, как долго держится эффект от вмешательства. Стабильный прогноз по результатам — это десять — пятнадцать лет.
Сложность операции заключается в том, что после широкого разреза в нижней трети лица хирургу надо отпрепарировать кожу, то есть отсоединить ее от других тканей и правильно натянуть (сила и вектор натяжения имеют принципиальное значение!), чтобы затем иссечь лишнее и зашить.
Классическая подтяжка требует опыта, терпения и точного глаза. К сожалению, многие хирурги не делают сейчас такую операцию, потому что не готовы гарантировать результат. Классическая подтяжка лица (SMAS подтяжка) — это высший пилотаж и для пациента большая удача встретить хирурга, который умеет это делать.
В данном случае должно совпасть определенное количество обнадеживающих факторов — клиника, в которой есть опытный врач-анестезиолог и современное оборудование для введения в наркотический сон, работающий в ней пластический хирург, владеющей техникой препарирования кожи и микрохирургической практикой, чтобы сделать шов практически незаметным.
О подготовке к операции круговой подтяжки лица расскажет более подробно ведущий пластический хирург клиники Мэйджор Бьюти» Заур Махарович Бытдаев:
— «Классическая подтяжка лица — это полноценное серьезное вмешательство, выполняется под общим наркозом (мы назначаем своим пациентам так называемый медикаментозный сон). Поэтому обследование пациенту перед операцией предстоит серьезное и масштабное. Пластический хирург на консультации оценивает не только и не столько желание пациента, сколько анатомическое строение лица, тип старения, эластичность кожи, а также наличие косметологических процедур в анамнезе. Сразу скажу, что последствия фракционного фототермолиза и RF-лифтинга значительно ухудшают возможность препарирования кожи, они спекают слои дермы и создают множественные микрорубцы, которые, конечно, делают кожу плотнее, но эластичность уже не возвращается.
Пациент, перенесший операцию классической подтяжки, дольше остается под наблюдением врача, потому что необходимо контролировать заживление швов. В нашей клинике пластические хирурги накладывают швы по специальной микрохирургической методике, их практически не видно, но это не исключает пристального внимания к тому, как идет заживление.
Реабилитация после круговой подтяжки — это длительный процесс — от двух недель до месяца, сократить период помогают физиотерапевтические процедуры, которые мы проводим в своей клинике. Они уменьшаю риск появления осложнений и эффективны при отеках и гематомах.
И еще один важный момент. В клинике «Мэйджор Бьюти» очень бережно относятся к тому, как должен выглядеть пациент после операции. Мы не создаем кукол Барби, а возвращаем пациенту его собственное лицо, только молодое.
Поймите, это принципиально. И об этом даже говорить не надо, стоит только взглянуть на лица, где кожа натянута как на барабане, глаза сдвигаются к вискам, а рот еле открывается. Такая, как мы ее у себя в клинике называем, бьютификация не принесет пациенту счастья. Он выглядит неестественно, а качество перетянутой кожи начнет в дальнейшем стремительно ухудшатся».
Получив ответы от Заура Махаровича, возвращаемся к нашей теме и рассмотрим эндоскопическую подтяжку.
Она показана в том случае, если необходимо провести коррекцию отдельных зон лица: к примеру, лоб, либо средняя треть лица, и только когда нет еще выраженных возрастных изменений: птоз кожи в области края нижней челюсти («брыли»), глубоких заломов кожи в области лба и средней зоны лица, опущение тканей шеи («индюшачья шея»).
Только при начальных проявлениях старения показана эндоскопическая подтяжка, главный признак которой — малоинвазивность. В коже, обычно в волосистой части лба или за ухом, делаются надрезы, под кожей специальными инструментами под видеоконтролем проводится мобилизация тканей лица, и ткани перемещаются в правильное расположение, накладываются специальные швы.
Часто эндоскопический лифтинг сочетают с чик-лифтингом, с пластикой верхних и нижних век, либо с лазерной липосакцией подчелюстной области и шеи, как это делается в «Мэйджор Бьюти». И опять же — преимущество в том, что хирург может оценить состояние лица и спланировать операцию так, чтобы точно решить эстетические проблемы.
К сожалению, неправильное широкое использование эндоскопического лифтинга привело к большому количеству осложнений, в первую очередь – короткой продолжительности эффекта, очень часто не более 1 года.
Оценить показания к тому или другому методу может только пластический хирург, владеющий в совершенстве всеми известными методами коррекции возрастных изменений лица.
Эндоскопическая подтяжка лица требует меньших сроков реабилитации, чем круговая. Это так. Но ведь речь идет не о том, что быстрее, выгоднее или легче делается… Речь идет о конкретной проблеме и ее решении.
Поэтому нельзя говорить об альтернативе. У хорошего пластического хирурга альтернативы не бывает. Он видит проблему, профессионально оценивает состояние пациента и идет к цели единственно верным путем.
И теперь эндоскопический лифтинг занял своё достойное место в ряду пластических операций, и, конечно же не является альтернативой классической подтяжке лица.
Автор:
Дудник Александр Павлович